Татьяна Шарапова
nabis@narod.ru

бисерное тканьё .
Технология .

Мои работы
Мои работы

Бисер-почтой
Бисер-почтой

Мои гости
Мои гости
    Новости
Новости

Своими руками
Своими руками

Гостевая
Гостевая


КОРОТКО ИЗ ИСТОРИИ...

Украшения из бисера известны уже в древности у разных народов. В Египте, Греции, Византии, Венеции... У древних ацтеков и майя одежда украшалась бисером. В Древней Руси бисер завозили из-за границы, и он широко использовался для украшения одежды и предметов быта.
  В 1792 году М.В.Ломоносов с разрешения Сената открыл мастерскую по изготовлению бисера и стекляруса, и этот вид рукоделия распространился на Поволжье, Закарпатье, Север и Среднюю Азию.
  Техника изготовления изделий из бисера передавалась из поколения в поколение.
  Низание сохраняется в народном бисерном искусстве без особых изменений в продолжении всего XIX и начала XX века. Но в городском наблюдается перемена в технике работы: нити переплетаются не внутри бусин, а у их отверстий, поэтому все бусины располагаются в одном направлении.
  Для так называемых "тканых" полос употреблялась рамка с параллельно натянутыми нитями. Нитка с нанизанным бисером накладывалась с изнанки на нити основы так, что между ними помещалось по одной бусине; затем эта рабочая нитка, уже без бисера, шла в обратном направлении, продергиваясь через каждую бисерину и огибая нити основы снаружи. Бусины при этом ложились строгими рядами, боковой стороной к зрителю.
  Этот способ низания давал ажурную прозрачную сетку, применявшуюся для витражей, устанавливавшихся на подсвечники и прикрывавших свечу, при плетении цепочек и тому подобного.
  Современные способы нанизывания бисера - это бережно сохраненные традиции старых мастеров, дополненные новыми приемами, материалами и сочетаниями цветов.

    



ТЕХНИКА БИСЕРНОГО ТКАНЬЯ

Техника бисерного тканья описана во многих книгах. Первая статья по тканью бисером мне попалась в журнале "Сделай САМ" (2’1992 года) под названием "Забытое искусство". Автор - Э.Н.Литвинец. Ниже помещаю краткий конспект...
"Тканьё - изготовление украшений на станке с нитяной основой способом простого перебора."
"Для работы используются узоры вышивок крестиком или создаются собственные композиции."
"На расстоянии 15 см от порожка на первой нитке основы слева закрепляем узелком рабочую (уточную) нить. Набираем на нее по узору необходимое количество бисеринок первого ряда изделия. Пропускаем рабочую нить слева направо под основу так, чтобы каждая бисеринка попала между двумя нитями. Затем иголку с рабочей ниткой протягиваем справа налево поверх ниток основы через дырочки каждой бисеринки. Притягиваем нить и набираем по узору новый ряд бисеринок. В такой последовательности нижем цепочку до нужной длины. Для симметричности узора на цепочке от середины повторяем его в обратном направлении."
"Закончив работу, срезаем концы ниток у порожков и закрепляем их протягиванием каждой нитки основы через несколько нанизанных бисеринок предыдущего ряда..."
"На длинном станке можно изготовить пояс к платью, закончив его бахромой из цветного бисера, или нагрудное украшение - гердан и гайтан."

Вот и вся информация (не считая нескольких рисунков) с которой и началось моё творчество. Попробую остановиться подробнее на некоторых важных моментах при тканье бисером.

Во-первых, станок.

Станков должно быть несколько. под разную ширину и длину полотен.
Отдельно необходимо иметь станок под длинные узкие полоски. У меня есть станки длиной 50 см и 1,5 м и шириной до 20 бисерин для узких полосок. Есть станки и для тканья широких полотен. Часто станок представляют дощечкой, на которой по краям набиты порожки с гвоздиками... Но на таком станке неудобно работать, даже при тканье узких полосок. Лучше всего подходит станок в виде рамки. На таком станке есть свободный доступ к полотну с обеих сторон. Это крайне важно для начинающих. Такие станки, изготовленные из дерева и очень маленького размера, уже появились на ВВЦ (бывшее ВДНХ).

Я попробую рассказать о том,

Как самому изготовить такой станок?

Мне такие станки делает мой муж.

Станок1
    Станок2

Слева на рисунке показаны четыре дощечки, из которых собирается станок.
Верхняя и нижняя - дощечки с вбитыми гвоздиками без шляпок для натягивания нитей и отверстиями для крепежа с боковыми дощечками. Разметку под гвоздики необходимо сделать так, чтобы расстояние между натянутыми нитями было по 2,5 мм.
На правом рисунке показаны операции по установке гвоздиков. Сначала делается разметка. Затем - сверлятся отверстия по диаметру гвоздиков и с небольшим наклоном (чтобы натянутые нити не могли соскочить с них). Затем вбиваются гвоздики. На моих станках вместо гвоздиков использованы кусочки медной "трансформаторной" проволоки диаметром 2 мм. Последней операцией необходимо подровнять торчащие гвоздики кусачками (чтобы меньше царапаться). Правда сейчас на строительных рынках появились очень удобные гвоздики из латуни и меди с круглыми шляпками. Использование таких гвоздиков значительно упрощает изготовление станка - не нужно сверлить и подравнивать проволочки!
Боковые дощечки имеют по несколько парных отверстий для крепления верхней и нижней дощечек. Это даёт дополнительное удобство при тканье полотен различного размера.

Существуют также и профессиональные станки фирмы Mirrix, изготавливаемые для тканья ковров, которые годятся и для тканья бисерных полотен и полосок. Правда цена для России высокая, да и у нас их не видела.

Станок

Если же Вам некому изготовить станок, а те, что продаются в магазинах Вас не устраивают, то станок можно заказать у меня:

Для тканья полосок -

или для тканья небольших полотен -




Выбор нити.

Нити должны быть крепкими, тонкими и нерастяжимыми. Поэтому необходимо проверять нити при покупке. Вощить (протирать воском) нити не следует. На станок натягивать не отдельные ниточки, а единую нить. Правда до этого дойдет каждый, кто начнет натягивать нити для большого полотна, самостоятельно.

Выбор бисера.

Очень обидно, когда изделие через некоторое время начинает терять цвет. Поэтому не покупайте дешевый турецкий бисер! Только цветное стекло. Чешкий бисер наиболее подходит по отношению цена-качество.
  В своих работах я использую размер бисера - номер 9 или 10. Ведь для того, чтобы картина более точно передавала изображение - бисер должен быть маленьким. А для того, чтобы иголка с нитью прошла через бисер два раза - бисер должен иметь большое отверстие. Номер 9 - оптимален!

Чем обрезать нити?

Я использую детский аппарат для выжигания по дереву для того, чтобы отжигать хвостики узелков, которые неизбежны при тканье. Также отжигаю хвостики продольных нитей после окончания работы. Конечно продольные нити необходимо предварительно закрепить.

С чего начать?

Начинать лучше с тканья небольших полосок (гайтанов и поясов). Начав ткать узкие полоски - сразу начинаешь видеть свои погрешности в "зрительной" калибровке бисерин. Ведь даже калиброванный бисер имеет некоторые отклонения размера (как по диаметру, так и по ширине). Если Вы посмотрите на "фенечки", которые продают, например, на Арбате, то заметите, что их ширина не одинакова и "плавает" даже на небольшой длине и ширине. Пока Вы не почувствуете, что можете ткать ровные полоски - можете не приступать к полотнам. Можно "отбить охоту".

Как работать с изображением?

Я для создания своих работ пользуюсь специально написанной программой, но подойдет любая программа кодирования для вышивки крестиком. Если Вы вышиваете по канве, то ничего переделывать в программе не нужно. Если же Вы хотите ткать, то предварительно сожмите изображение по вертикали в 1,4 раза (бисер в среднем по ширине уже диаметра на эту величину).

Количество цветов. Чем больше количество цветов (и больше размер картины), тем точнее передача изображения. Чем меньше цветов, тем проще ткать. В каждом случае ищется оптимальное решение. В мои картинах количество цветов обычно около десяти-двенадцати.

Расчет количества бисера. При расчете количества бисера я пользуюсь упрощенным коэфициентом: 100 бисерин - 1 грамм для бисера производства Чехии размера 10. Полученное число округляю в большую сторону до стандартных фасовок (20 или 50 грамм). Этого практически всегда хватает с учетом большого отсева при тканье (при вышивке отсева гораздо меньше).



ПОЧЕМУ ИМЕННО БИСЕР???

Именно такой вопрос мне задали в Союзе художников. Это привело меня в замешательство... Потому, что это красиво... Потому, что это нравится... А действительно - ПОЧЕМУ???

Это не простой вопрос. Почему я тку картины из бисера, а не пишу маслом? Ведь стекло имеет ОСОБЕННЫЕ свойства, отличные от другого материала! Значит нужно эти свойства использовать! Значит нужно эти свойства в своих работах заставлять "работать" в полную силу!
Какие же это свойства? Прозрачность и НЕпрозрачность, особый блеск, размер, различная форма... Как использовать эти свойства? Как использую эти свойства я?

Первое.

При тканье картины в серых тонах - использую дополнительные цвета для получения оттенков серого. Например, в картине "Май" я использовала один черный, один серый и один белый цвет бисера. Остальные оттенки - цветные! Это видно на фото:



Второе.

Часто при подборе бисера мастера пытаются подобрать бусины одного типа: или прозрачные, или матовые, или с бензиновым блеском... Я заметила, что прозрачный бисер дает глубину и отлично подходит для создания фона картины. А вот матовый бисер визуально кажется ближе. Поэтому стараюсь для близких предметов использовать матовые или полуматовые бусины. На фотографии это показать трудно, но лучше всего это видно на картине "Белая сирень". Фон из темного прозрачного бисера, а сама сирень из матового и полуматового, что создает объем и рельефность картине. Фрагмент приведу ниже:



Третье.

Вы замечали, что в природе найти что-либо ОДНОГО цвета практически невозможно? Почему же так часто при изготовлении украшений из бисера мастера используют ОДИН цвет для листочков, ОДИН цвет для цветочков, ОДИН цвет для веточек, ОДИН цвет для фона? Это делает изделие неживым, искусственным.
Думаю, что нужно больше экспериментировать с цветом, оттенками цветов. Пробуйте смешивать несколько оттенков бисера для передачи ОДНОГО цвета. Это, конечно, сложнее. Но Вы увидите, что Ваши работы станут ЖИВЫМИ!

    

САМОЕ ГЛАВНОЕ!

Вы никогда не научитесь ткать, низать, вязать, вышивать - пока не начнете это ДЕЛАТЬ!!!

Желаю Вам успехов!!!


Наверх
На главную страницу
Рейтинг@Mail.ru
E-mail: nabis@narod.ru
Страничка обновлена:
Действительный член Клуба Приличных Сайтов